Оценку недавно опубликованному отчету о конкуренции в сфере управления и обслуживания недвижимости дал директор по продажам и закупкам Stell Eesti AS Маргус Вяллинг, который считает, что коммерческий доход сектора в целом снизился, деятельность многих предприятий перестала быть прибыльной и стала убыточной, а клиенты начали искать более стабильных партнеров.
Как можно в общих чертах охарактеризовать то, насколько успешно предприятия сектора справились с вызванным коронавирусом кризисом? Насколько происходящие в настоящее время объединения были обусловлены именно этим кризисом?
Предприятия нашего сектора смогли справиться с кризисом очень по-разному. Если посмотреть на те предприятия, которые в прошлом году получили государственную поддержку, то в их числе представлены как крупные, так и средние и малые предприятия нашего сектора. На каждое из них кризис повлиял по-своему, и очевидно, его влияние ощущается предприятиями и до сих пор. Фактически, различие между предприятиями обуславливается длиной их цепочки субподрядчиков или структурой различных услуг, имеющихся в их портфеле.
Глядя на Stell, мы можем сказать, что кризис в любом случае повлиял на нас сильно, и он продолжает оказывать влияние на наши перспективы на 2021 год. В данный сложный период полностью себя оправдали инвестиции, которые мы осуществили для увеличения своих мощностей и посредством которых мы уменьшили долю субподряда в своей коммерческой деятельности. Это в свою очередь обеспечило более гибкое управление услугами, что очень ценилось нашими клиентами во время кризисного периода.
Если же говорить об объединениях и о том, происходили ли они в нашем секторе в связи с кризисом, то я могу с уверенностью утверждать, что предприятие Stell несмотря на кризис осталось верным своей долгосрочной стратегии. Это означает, что мы по-прежнему принимаем решения, направленные в будущее, когда кризис наконец-то закончится. Мы уверены, что конкурентное преимущество будет способен создать тот, кто сегодня, во время кризиса, смог удержать у себя компетентную команду и не изменить целям, поставленным на будущее. Последнее как раз и означает, что мы инвестируем в свое предприятие, развиваем определенные области коммерческой деятельности и приобретаем фирмы, которые соответствуют нашей стратегии.
За период с начала кризиса в 2020 году, то есть примерно за полтора года, мы доведем до конца процесс присоединения двух предприятий. Оба приобретения были для нас стратегически правильными выборами, нацеленными в будущее. Таким образом, сказать, что приобретения не были обусловлены кризисом, мы можем только на примере Stell.
Что объединения будут означать для сектора в целом? Уже долгое время проблемой сектора являются низкие зарплаты и нехватка работников. Насколько, и как эти проблемы могут быть решены посредством объединений? Как можно улучшить доступность рабочей силы в этом секторе?
Происходящие в данном секторе объединения должны обусловить создание более стабильного рынка, на котором клиентам будет проще ориентироваться. Одна из проблем нашего сектора заключается в том, что каждый год его покидает большое количество предприятий, а вместо них появляется много новых. Соответственно, возможно, что в результате этого у некоторых клиентов остается плохой опыт, так как им приходится заниматься поисками нового партнера по управлению недвижимостью. Цель Stell – освободить собственника недвижимости от связанных с управлением проблем. Для этого он может воспользоваться комплексным решением, которое покроет все потребности собственника или арендатора. В случае комплексного решения для объекта назначается персональный управляющий, организующий необходимые действия по управлению и обслуживанию.
Рынок движется в том направлении, что малые предприятия консолидируются в более крупные Данный тренд уже в течение достаточно продолжительного времени наблюдается в Скандинавии, и обычно Эстония следует за своими северными соседями.
Объединения точно не будут способствовать разрешению проблемы с нехваткой работников и низким уровнем зарплат в данном секторе. Как я уже упоминал выше, Эстония следует в этом секторе трендам Скандинавии, и все движется в том направлении, что собственник недвижимости больше не будет формировать собственную команду по управлению недвижимости, предпочитая закупать такие услуги. Однако это означает, что рынок будет расти, и последние десять лет также указывают на тренд к мощному росту. Даже если посмотреть на 2020 год с позиции данных по налогам, то можно заметить, что снижение дохода самых крупных предприятий сектора было меньше снижения доходов всей экономики Эстонии. Несмотря на общее падение экономики Эстонии, в нашем секторе наблюдался явный рост. Естественно, мы должны подождать до конца июля, когда мы получим обзор реальных результатов за хозяйственный год, и уже на их основе сможем сделать конкретные выводы.
Несмотря на кризис, в нашем секторе наблюдается дефицит работников, и поделать с этим пока ничего нельзя. В связи с этим не уменьшилось и давление в отношении зарплат. Наш сектор борется за работников на очень разных уровнях, о которых не работающие в нем люди могут даже не догадываться. При этом большая часть борьбы наблюдается во всей сфере обслуживания, включая почтальонов, складских работников и кассиров, и мы также видим, что найти специалистов по техническому обслуживанию и обладающих свидетельством о профессиональной квалификации управляющих также нелегко. В связи с этими проблемами и нехваткой рабочей силы зарплаты в нашем секторе никак нельзя назвать низкими. Все соответствует правилам рыночной экономики – в случае нехватки цены растут, в случае избытка они падают.
Данные показывают, что оборот сектора за последние четыре квартала снова вышел на уровень, предшествовавший вызванному коронавирусом кризису. Можем ли мы быть довольны этим? Какие дальнейшие шаги планируют предпринять предприятия нашего сектора?
Кризисные годы поставили в очень сложное положение целый ряд предприятий нашего сектора, которые в настоящее время борются за выживание. Даже после некоторого восстановления рынка негативные воздействия будут ощущаться в нашем секторе еще не один год. Например, в число наших клиентов входят предприятия сектора HoReCa, оказание услуг в котором сегодня практически полностью остановлено.
Когда все снова откроется и люди снова смогут ходить в спа-центры, можно определенно прогнозировать ожидание более низких цен на обслуживание. Наша проблема в этом отношении заключается в том, что зарплаты в секторе выросли, и продавать услуги дешевле чем раньше вроде бы не представляется возможным. Поэтому, в будущем может случиться так, что наш сектор будет продавать свои услуги в убыток, и ожидание прибыли придется отложить на далекое будущее. Это в свою очередь означает, что у предприятий не будут пополняться ресурсы, необходимые для инвестиций и развития своих услуг, и сектор может ожидать стагнация.
На самом деле, нам, наверное, стоит подождать лета 2023 года, когда мы сможем сделать окончательные выводы о том, как начавшийся в марте 2020 года кризис действительно повлиял на наш сектор. Наш сегодняшний прогноз выглядит так, что в связи с падением в нашем секторе прибыли от коммерческой деятельности и убыточности деятельности многих предприятий, которые раньше находились в плюсе, клиенты начали искать более стабильных партнеров. Если предприятие находится в минусе, то клиент наверняка не будет получать от него ожидаемую услугу. Для собственника недвижимости это в свою очередь означает возникновение дополнительных непрогнозируемых расходов на поздней стадии цикла эксплуатации здания.
Тем не менее, мне не хотелось бы заканчивать этот обзор в негативных тонах. Скорее я надеюсь, что наши конкуренты также установили для себя долгосрочные цели, и что даже в нынешние непростые времена они занимаются развитием своего предприятия и, соответственно, всего сектора. Мы в Stell всегда прилагали максимальные усилия для обеспечения собственного развития, и я надеюсь, что уже совсем скоро мы сможем представить на рынке кое-что совершенно новое.
Таже эта статья была опубликована https://www.kinnisvarauudised.ee/uudised/2021/04/29/olukord-kinnisvarahalduses-vaiksemad-ettevotted-konsolideeritakse-suuremate-juurde